Нет коррупции!

Что такое коррупция и способы борьбы с ней

Вопрос противодействия коррупции — один из вечных вопросов организации государства.

Воспринимая коррупцию как системное явление, государство создает
и реализует комплексные меры по ее противодействию. За период с 2008 года был образован Совет при Президенте по противодействию коррупции, разработаны и утверждены Национальные планы по противодействию коррупции, пакет антикоррупционных законов, ряд указов Президента Российской Федерации, расширяющих контроль над деятельностью государственных и муниципальных служащих, руководителей государственных корпораций. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ
«О противодействии коррупции» установил основные принципы и основы борьбы с коррупцией.

Важную роль в борьбе с коррупцией играют конкретные меры, способные уменьшить коррупционные проявления в государстве и обществе, выявить
и наказать лиц, замешанных в коррупции. Простой и достаточно эффективной мерой является обязательная ежегодная отчетность должностных лиц органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и депутатов соответствующих уровней о доходах и имущественном положении. Декларации о доходах указанных лиц, а также их детей и супругов находятся в открытом доступе в сети Интернет, освещаются в официальных СМИ, проверяются контрольными и надзорными органами.

В большинстве органов исполнительной власти созданы службы, целью деятельности которых является пресечение коррупционной деятельности служащих внутри органов исполнительной власти и их территориальных органах в субъектах Российской Федерации.

Как ни активна роль государства в принятии мер по противодействию коррупции, оно не сможет обойтись без помощи простых граждан в этой борьбе.

Каждый гражданин россиянин должен и обязан жить и работать, руководствуясь законом. Во избежание коррупционных явлений необходимо твердо знать свои права, уметь защищать их, иметь твердую моральную позицию, отрицающую использование коррупционных методов в частной, общественной и профессиональной жизни.

 

ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ?

Важно ясно понимать суть этого явления и уметь отличать его от других правонарушений.

На сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция», установленное в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г.
№ 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Коррупция — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Если человек принимает участие в незаконном использовании своего или чьего-либо должностного положения с целью получения материальной или нематериальной выгоды — он становится частью коррупционной системы.

К сожалению, для большой группы людей дача мелких взяток для решения бытовых вопросов не противоречит собственному мировоззрению, нравственным ограничениям.

К коррупционным деяниям относятся следующие преступления:

— злоупотребление служебным положением (статья 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее — УК РФ);

— дача взятки (статья 291 УК РФ);

— получение взятки (статья 290 УК РФ);

— злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ);

— коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанное выше.

 

СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИИ

Коррупция не появляется в обществе в одночасье. Сущность коррупции проявляется в тех социальных явлениях, с которыми она глубоко взаимосвязана. К их числу относятся правовой нигилизм и недостаточная правовая грамотность граждан, низкая гражданская позиция граждан.

Вот некоторые источники коррупции: неэффективное и несправедливое распределение и расходование материальных и нематериальных благ, снижение эффективности деятельности государственных и муниципальных органов, замедление темпов экономического роста, снижение уровня доверия к власти
и другое.

УЧАСТНИКИ КОРРУПЦИИ

В коррупционном процессе всегда участвуют две стороны: взяткодатель
и взяткополучатель.

          Взяткодатель – лицо, которое предоставляет взяткополучателю некую выгоду в обмен на возможность пользоваться его полномочиями в своих целях. Выгодой могут быть деньги, материальные ценности, услуги, льготы и прочее. При этом обязательным условием является наличие у взяткополучателя распорядительных или административных функций.

          Взяткополучателем может быть должностное лицо, сотрудник частной фирмы, государственный и муниципальный служащий, который возмездно осуществляет свои полномочия для определенного лица (круга лиц). От него могут ожидать исполнения, а также неисполнения его обязанностей, передачи информации и т.д. При этом он может выполнять требования самостоятельно либо способствовать выполнению требования другими лицами, используя свое положение, влия­ние и власть.

Даже без проведения глубокого социально-экономического исследования очевиден ряд объективных причин существования коррупции в нашей стране.

В настоящее время среди населения имеется достаточно большая группа граждан, которые предпочитают расценивать коррупцию как нечто само собой разумеющееся.

Человек, дающий или берущий взятку, получает сиюминутную выгоду. Как правило, взяткодатель или взяткополучатель не думает о том, какими последствиями для него самого это может обернуться.

Рано или поздно встанет вопрос о законности совершенных действий, легальности полученного дохода.

 

ФОРМЫ КОРРУПЦИИ

          Взятка

Основным коррупционным деянием является получение и дача взятки. Взятка — это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Услуги, льготы, социальные выгоды, полученные за осуществление или неосуществление должностным лицом своих полномочий, тоже являются предметом взятки.

Взяточничеством признается передача и получение материальных ценностей, как за общее покровительство, так и за попустительство по службе. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на его неправомерные действия.

          Злоупотребление полномочиями

Злоупотребление — это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы (организации), либо явно выходящее за пределы его полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстной или иной личной заинтересованности и влекут существенное нарушение прав и законных интересов общества.

Должностное лицо, или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в таких случаях действует в пределах своих полномочий по формальным основаниям либо выходит за пределы имеющихся у него полномочий. Это часто происходит вопреки интересам службы и организации.

          Коммерческий подкуп

Схожим по своим признакам с составом таких преступлений, как дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который также включен в понятие «коррупция».

Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Также, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность (вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет) как лица подкупаемого, так и лица подкупающего.

Однако, в отличие от взятки, уголовной ответственности подлежит только тот коммерческий подкуп, который совершен по договоренности, вне зависимости от того, когда была осуществлена передача подкупа.

          Взятка и подарок

Важное разъяснение: существует отличие взятки-вознаграждения
от подарка. Если у вас есть знакомый — должностное лицо и вы хотите сделать ему подарок, то вы должны знать, что служащему органа власти и управления
в связи с исполнением им должностных обязанностей запрещено получать вознаграждение от физических и юридических лиц: подарки, денежные выплаты, ссуды, любые услуги имущественно­го характера, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д. Подарки, полученные служащими в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципалитета,
и должны передаваться гражданским (муниципальным) служащим по акту
в государственный (муниципальный) орган, в котором он служит. Тем не менее, статьей 575 Гражданского кодекса Российской Федерации позволено преподносить государственным и муниципальным служащим подарки стоимостью не выше трех тысяч рублей.

          ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИЮ

Необходимо обратить внимание на то, что Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок от 8 до 15 лет как за получение взятки, так и от 7 до 12 лет за дачу взятки.

То есть перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку дает, или от чьего имени взятка передается взяткополучателю. В случае, если взятка передается через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.

В основе взяточничества два вида преступлений: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Близки к ним такие уголовно наказуемые деяния, как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ).

Состав преступления (взяточничества) будет иметь место независимо от того, когда была принята взятка — до или после выполнения соответствующих действий, а также независимо от того, имелась ли предварительная договоренность между взяткодателем и взяткополучателем.

Дача взятки (передача должностному лицу лично или через посредника материальных ценностей) — это преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или заведомо незаконных действий (бездействия) в пользу дающего: для получения им преимуществ, за общее покровительство или за попустительство по службе (статья 291 УК РФ).

Дача взятки при отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, наказывается штрафом в размере от 15 кратной до 30 кратной суммы взятки либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки.

Дача взятки может осуществляться с помощью посредника. Посредничеством в даче взятки признается совершение действий, направленных на: непосредственную передачу предмета взятки от имени взяткодателя. Ответственность посредника во взяточничестве наступает независимо от того, получил ли посредник за это вознаграждение от взяткодателя (взяткополучателя) или не получил.

Если взятка передается должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки.

Необходимо помнить, что лицо, давшее взятку, освобождается
от уголовной ответственности, если имело место:

а) вымогательство взятки со стороны должностного лица;

б) если лицо активно способствовало раскрытию и расследованию преступления;

в) если лицо после совершения преступления добровольно сообщило
о даче взятки органу, имеющему право возбуждать уголовное дело.

Необходимо знать, что получение взятки — одно из самых общественно опасных должностных преступлений, особенно если оно совершено в крупном или особо крупном размерах группой лиц по предварительному сговору или организованной группой с вымогательством взятки.

Обстоятельствами, отягчающими уголовную ответственность за получение взятки, являются:

— получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие);

— получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления;

— получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (2 и более человек);

— вымогательство взятки;

— получение взятки в крупном или особо крупном размерах (крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей, а особо крупным размером – превышающие 1 миллион рублей).

Самым мягким наказанием за взятку является штраф, а самым суровым — лишение свободы на срок от 8 до 15 лет. Кроме того, за получение взятки лишают права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовное преследование и наказание.

 

КАК ПОБЕДИТЬ КОРРУПЦИЮ

Борьба с коррупцией, прежде всего, должна выражаться в нежелании граждан участвовать в коррупционных отношениях.

Именно поэтому для того, чтобы не оказаться жертвой коррупции, а равно самому не встать на путь преступления закона, необходимо иметь четкие представления о способах борьбы с коррупцией.

КАК СЕБЯ ВЕСТИ?

Попробуем разобраться, что же может сделать гражданин самостоятельно для того, чтобы не стать участником коррупционного преступления.

Перед тем как обратиться в государственные, муниципальные органы
и учреждения, либо в коммерческие или иные организации, мы рекомендуем изучить нормативную базу, на основе которой действует тот или иной орган, учреждение, организация. Ведь именно знание законов поможет понять, когда должностное лицо начинает злоупотреблять своим положением либо вымогать взятку за действия, которые он и так должен выполнить в силу своих должностных обязанностей.

Без особых затруднений это возможно сделать в отношении государственных и муниципальных органов и учреждений. Для того чтобы информационная прозрачность деятельности государственной власти могла помочь простым гражданам самостоятельно бороться с коррупцией, все органы государственной и муниципальной власти обязаны размещать на своих официальных сайтах в Интернете нормативные акты, регламентирующие их деятельность. Поэтому перед обращением в тот или иной орган государственной или муниципальной власти мы рекомендуем изучить информацию о деятельности данного органа, имеющуюся, например, на сайте в Интернете.

Обобщенная информация по многим государственным услугам представлена на сайте www.gosuslugi.ru.

С коммерческими и иными организациями дело обстоит сложнее. Законодатель в отношении данных организаций не может принять аналогичные меры по информационной прозрачности, которые он принял в отношении государственных и муниципальных органов и учреждений. Однако не стоит считать, что деятельность коммерческих и иных организаций ничем не регулируется.

Указанные организации должны подчиняться законам, которые регламентируют ту сферу деятельности, в которой действует данная организация. Так, если вы собираетесь обратиться в организацию, которая занимается торговлей, оказанием услуг или выполнением работ,
то целесообразно предварительно изучить Закон Российской Федерации
от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителя». Также следует помнить о том, что данный закон, а также ряд других документов, касающихся деятельности данной организации, должны быть размещены в торговом зале, на специальном стенде.

Если вы хотите обратиться в организацию, оказывающую медицинские услуги, вам, кроме Закона «О защите прав потребителей», необходимо знать, какие медицинские услуги вам обязаны предоставить бесплатно в рамках имеющегося у вас полиса обязательного медицинского страхования, а также, при наличии, полиса добровольного медицинского страхования. Кроме того, целесообразно ознакомиться с нормативными актами, которые регламентируют порядок оказания медицинских услуг.

Если вы устраиваетесь на работу, то вам необходимо изучить те разделы Трудового кодекса Российской Федерации, которые касаются прав и обязанностей работника и работодателя.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ

Возможно, будет не лишним предпринять некоторые дополнительные меры.

Можно проконсультироваться с юристом, что позволит вам более уверенно чувствовать себя в разговоре.

По возможности, оформляйте обращение в письменной форме и сдавайте его в канцелярию того органа, в который вы обращаетесь. Если вы обращаетесь в государственный или муниципальный орган, то в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ответ вам обязаны дать в течение 30 дней с момента вашего обращения.

В случае, если вы стали жертвой злоупотребления должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своим служебным положением и полномочиями, то алгоритм ваших действий должен быть точно таким же, как при вымогательстве у вас взятки, коммерческого подкупа.

В случае, если в отношении вас идет какая-либо проверка со стороны государственных и муниципальных органов (составляют протокол о нарушении правил дорожного движения или таможенного режима, останавливают и просят предъявить паспорт для проверки и т.д.), то в целях самозащиты от злоупотребления служебным положением со стороны должностных лиц вам следует:

— проверить полномочия должностного лица, посмотрев его служебное удостоверение, и запомнить либо записать его ФИО и должность (звание);

— уточнить основания применения к вам санкций, совершения действий в отношении вас или вашего имущества — норму закона, на которую ссылается должностное лицо, запомните эту информацию или запишите;

— в случае составления в отношении вас протокола или акта настоять на заполнении должностным лицом всех граф, не оставляя их пустыми;

— настоять, чтобы в протоколе были указаны все свидетели, которых вы считаете необходимым указать (или понятые);

— настоять, чтобы в протоколе были указаны все документы, на которые вы ссылались при даче объяснений должностному лицу. Если должностное лицо отказывается принять указанные документы, потребовать от него письменного отказа;

— не подписывать протокол или акт, не прочитав его внимательно;

— в случае несогласия со сведениями, занесенными в протокол или акт, указать об этом перед проставлением подписи, для того чтобы можно было оспорить указанный протокол или акт;

— никогда не подписывать пустые листы или незаполненные формы;

— в строке протокола об административном правонарушении, в которой вы должны подписаться под тем, что вам разъяснены ваши права и обязанности, проставить слово НЕТ или прочерк, если должностное лицо, составляющее протокол, вам их не разъяснило или предложило прочитать их на обороте. Вы не должны читать о своих правах и обязанностях, вам должны их разъяснить;

— настоять на выдаче вам на руки копии протокола или акта.

Также вам необходимо знать, что, в соответствии с положениями статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении должен составляться немедленно после выявления административного правонарушения. Кроме того, вы не должны доказывать свою невиновность.